Центр по климатическому финансированию (ЦКФ)

Зеленый климатический фонд (ЗКФ) был создан на 16-й Конференции сторон РКИК ООН в 2010 году в г. Канкуне, при участии правительств 194 стран в качестве финансового механизма РКИК ООН.

Цель – оказать содействие в сокращении выбросов парниковых газов в развивающихся странах (митигация), а также оказать содействие в процессе адаптации уязвимых сообществ к неизбежным последствиям изменения климата. Соблюдение Баланса финансирования мероприятий по митигации и адаптации – 50/50.
Ожидается, что ЗКФ станет основным многосторонним финансовым механизмом поддержки климатических мероприятий развивающихся стран.

Фактический бюджет ЗКФ 2018 г.

Первоначальная заявленная капитализация в 2014 году составила более 10.3 млрд. долларов США.
По состоянию на октябрь 2018 г. было подписано обязательств развитых стран на сумму в 10,2 млрд. долларов США.
Учитывая вклад сша (1 млрд. долларов из заявленных 3 млрд.), а также разницу курсов валют, реальная капитализация зкф составляет 7,1 млрд. долларов США.

Из них фондом подписано обязательств по финансированию проектов на сумму в 5,5 млрд. долларов США.

Архитектура 

Совет директоров ЗКФ (24 члена из развитых и развивающихся стран)

Секретариат ЗКФ

Национальный Уполномоченный Орган (НУО)/ Контактное Лицо (КЛ)

Аккредитованная Организация (АО) – национальная или международная

Организация — Исполнитель

Национальный уполномоченный орган (НУО) или контактное лицо

  • является национальным координирующим органом, уполномоченным взаимодействовать в работе с ЗКФ;
  • осуществляет стратегический надзор за реализацией проектов/программ в соответствии с приоритетами страны;
  • представляет запрос на аккредитацию национальной организации для прямого доступа к финансированию на рассмотрение в ЗКФ;
  • созывает заинтересованные стороны на национальном уровне;
  • утверждает программу подготовки к доступу к ресурсам ЗКФ;
  • предоставляет письмо об отсутствии возражений относительно проектов и программ.

Национальным уполномоченным органом в Кыргызской Республике является Государственное агентство охраны окружающей среды и лесному хозяйству при Правительстве КР (ГАООСЛХ), РПКР от 16 января 2006 года № 13

Доступ к средствам ЗКФ

Международный доступ: аккредитованные Многосторонние международные организации отвечают за оказание содействия в разработке и дизайне проектов, за их утверждение, мониторинг и ведение отчетности от имени стран. Примеры: ВБ, ПРООН, АБР, ЕБРР и т.д.

Прямой (национальный) доступ: Функции по разработке и дизайну проекта и надзору за ходом его выполнения, которые обычно выполняют аккредитованные многосторонние международные организации, берет на себя национальная или региональная организация.

В КР отсутствуют национальные аккредитованные организации, т.е. нет прямого доступа к ресурсам ЗКФ.

Преимущества прямого доступа

Национальные Аккредитованные Организации имеют:

  • доступ к упрощенному процессу подачи проектных предложений в ЗКФ в размере до 10 млн. долларов США (Simplified Approval Process (SAP));
  • возможность получения финансирования ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ЗКФ (Project preparation facility(PPF));
  • возможность получения различных маломасштабных грантовых проектов из других фондов для целей повышения готовности страны, подготовки проектных предложений, повышения потенциала, технического содействия, обучения и т.д.

Аккредитованная организация (АО)

  • разрабатывает и направляет заявки по финансированию проектов и программ в ЗКФ;
  • взаимодействует с ЗКФ в процессе рассмотрения проектной заявки;
  • осуществляет контроль над управлением и реализацией проектов и программ, предоставляет финансовую и техническую отчетности, требуемые со стороны ЗКФ;
  • мобилизует капитал частного сектора и/или собственные ресурсы для со-финансирования с ЗКФ;
  • применяет и осуществляет управление финансовыми инструментами.

Финансовые инструменты ЗКФ

  • ГРАНТЫ
  • ЛЬГОТНЫЕ ЗАЙМЫ
  • ФИНАНСИРОВАНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ (ПРОГРАММНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ)
  • ГАРАНТИИ
  • АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ (инвестиции частного сектора в энергоэффективность и ВИЭ);

Размеры проектов 

 

ВИДЫ ПРОЕКТОВ РАЗМЕРЫ ПРОЕКТОВ
КРУПНЫЕ ВЫШЕ 250 МЛН. ДОЛЛАРОВ США
СРЕДНИЕ ОТ 50 ДО 250 МЛН. ДОЛЛАРОВ США
МАЛЫЕ ОТ 10 ДО 50 МЛН. ДОЛЛАРОВ США
МИКРО ДО 10 МЛН. ДОЛЛАРОВ США

Процесс подачи и одобрения проектов в ЗКФ

 

 

Соответствие проекта критериям и стандартам

Основные направления деятельности ЗКФ

Фидуциарные (финансовые) стандарты

Правовые стандарты

Экологические и социальные риски

Риск-менеджмент

Критерии по мониторингу и оценки

Гендерная политика

Независимая техническая оценка: оценка соответствия инвестиционным критериям

 

Основные направления и приоритеты ЗКФ

 

 

 

Инвестиционные критерии ЗКФ

  • Потенциал воздействия/демонстрационный эффект — потенциал проекта в содействии достижению целей и ожидаемых результатов ЗКФ;
  • Потенциал сдвига парадигмы/коренных изменений – степень, в которой предлагаемая деятельность может способствовать воздействию, выходящему за рамки разового проекта/мультипликационный эффект;
  • Потенциал устойчивого развития – потенциал устойчивого положительного экологического эффекта, соответствие долгосрочным стратегиям и целям развития страны;
  • Чувствительность к потребностям получателя – потребность в финансировании страны-получателя и целевой группы (отсутствие других источников финансирования);
  • Поддержка и вовлеченность страны – сопричастность страны-получателя и наличие политической воли и институционального потенциала для реализации проекта;
  • Эффективность и результативность – Экономическая и финансовая эффективность и результативность проекта/соответствие лучшим практикам частного сектора/финансовая жизнеспособность. Соотношение выгод и затрат по деятельности, переведенное в соотношение меры воздействия на доллар США.

 

Проекты и заявки КР в ЗКФ

Одобрено:

Climate services and diversification of climate sensitive livelihoods to empower food insecure and vulnerable communities in the Kyrgyz Republic (грант 8,6 млн. долл. США), ВПП

Readiness and Preparatory Support/NDA Strengthening & Country Programming, (грант 300 тыс. долл. США), FAO

Направлены заявки:

Разработка Национального адаптационного плана для среднесрочного и долгосрочного планирования адаптации к изменению климата в КР (грант 2,3 млн. долл. США), ПРООН

Повышение климатической устойчивости уязвимых к селям местных сообществ на юге КР (грант 28 млн. долл. США), ПРООН
Секвестрация углерода посредством климатических инвестиций в леса и пастбища (Climate smart transformation of land use practices: community driven mitigation via adaptive and sustainable management of forests and pastures), 40 млн. долл. США, FAO

Гендерные аспекты 

ЗКФ является первым механизмом климатического финансирования, который учитывает гендерные аспекты как важнейший элемент в принятии решений в вопросах использования/распределения своих ресурсов. В сотрудничестве со Структурой «ООН-женщины», ЗКФ разработали практическое руководство по поддержке интегрирования гендерного равенства в климатические мероприятия и финансирования (Mainstreaming Gender in Green Climate Fund Projects и Gender Action Plan)

Интегрирование гендерных аспектов в проектный цикл ЗКФ
Интегрирование гендерных аспектов является ключевым элементом целей и руководящих принципов ЗКФ, которые осуществляются путем привлечения женщин и мужчин всех возрастов, в качестве заинтересованных сторон и действующих лиц в развитии и разработке, а также реализации финансируемых стратегий и мероприятий. В руководящих документах ЗКФ указывается, что Фонд будет стремиться максимизировать воздействие своего финансирования на адаптацию и смягчение последствий изменения климата путем содействия достижению сопутствующих экологических, социальных, экономических выгод для развития и применение подхода, учитывающий гендерные аспекты.

Для ЗКФ важно, чтобы вопросы гендерного равенства учитывались во всем проектном цикле для повышения эффективности адаптационных и митигационных мероприятий путем обеспечения гендерных выгод. Данный подход относится ко всем проектам и не только тем, которые изначально сосредоточены на женщин или ориентированы на гендерную направленность. Интегрирование гендерных аспектов является основополагающим для любого проектного мероприятия и не обязательно означает дополнительные расходы. По мнению ЗКФ, учет гендерных факторов делает климатические мероприятия более эффективными и действенными.

Схема по интегрированию гендерных аспектов в проектный цикл ЗКФ

 


Гендерный анализ

Гендерный анализ лежит в основе учета гендерных аспектов в проектном цикле. Он помогает выявить важность существующего гендерного неравенства и пробелы в связи с изменением климата, а также потенциальный вклад женщин и мужчин в климатические мероприятия.
Для ЗКФ главной целью гендерного анализа в контексте климатических мероприятий, является:
1. выяснить/ понять каким образом решения проблем, предлагаемых проектом, оказывают воздействие на женщин и мужчин;
2. определить возможности, каким образом, в частности, женщины могут действовать как агенты изменений с целью повышения эффективности климатических мероприятий в сокращении выбросов и продвижении адаптационных мероприятий.
Проект должен разрабатываться с учетом гендерного анализа, который должен либо предшествовать, либо проводится параллельно с подготовкой проектного предложения о финансировании ЗКФ. Гендерный анализ предполагает сбор соответствующих данных и информации, а также анализ заинтересованных сторон. Для проведения гендерного анализа ЗКФ предоставляет основные ориентировочные вопросы, которые учитывают гендерные аспекты и могут помочь организовать сбор данных и информации, а также провести структурные интервью и консультации как с женщинами, так и мужчинами.

Основные ориентировочные вопросы для проведения гендерного анализа

В каком контексте?

•  Какие демографические данные с разбивкой по полу и доходам, включая домохозяйства возглавляемые женщинами, если имеются?
•  Каковы основные источники средств к существованию и доходов для женщин и мужчин?
•  Каковы потребности и приоритеты в конкретном(их) секторе(ах) должны быть затронуты в планируемых мероприятиях? Отличаются ли потребности и приоритеты мужчин и женщин?
•  Какое влияние испытывают мужчины и женщины из-за специфических климатических рисков?
•  Какой правовой статус женщин?
•  Каковы общие убеждения, ценности, стереотипы, связанные с гендером?
Кто что имеет?
•  Каковы уровни доходов и заработной платы женщин и мужчин?
•  Каковы уровни образования девочек и мальчиков?
•  Какова ситуация с землевладением и использованием ресурсов? Кто контролирует доступ или владение землей?
•  Есть ли у женщин права на землю и другие производительные ресурсы, и активы?
•  На какие основные направления идет расход домашних хозяйств?
• Есть ли у женщин и мужчин банковские счета? Получали ли они кредиты?
• Есть ли у женщин и мужчин мобильные телефоны, доступ к радио, газетам, телевидению?
• Есть ли у женщин и мужчин доступ к консультативным услугам, программам обучения, и так далее?

Кто что делает?
• Каково разделение труда между женщинами и мужчинами, молодыми и старыми, в том числе разделение труда в конкретном (их) секторе (ах), в котором (ых) осуществляются мероприятия?
• Как женщины и мужчины участвуют в формальной и неформальной экономике?
• Кто управляет домашним хозяйством и заботится о детях и/или пожилых людях?
• Сколько времени уходит на работу по дому и уходу?
• Какие культуры сельского хозяйства выращивают мужчины и женщины?
Кто решает?
• Кто контролирует / управляет / принимает решения по поводу домашних ресурсов, активов и финансов?
• Есть ли доля участия женщин в принятии решений в семье?
• Каким образом женщины/ мужчины участвуют в принятии решений в сообществе? В более широкой политической сфере?
• Состоят ли женщины и мужчины в кооперативах или других видах экономических, политических или социальных организаций?
Кто получает выгоду?
• Будут ли услуги и продукты предлагаемых проектных мероприятий доступными и полезными для женщин и мужчин?
• Будут ли предлагаемые проектные мероприятия увеличивать доходы женщин и мужчин?
• Приведут ли предлагаемые проектные мероприятия к увеличению или уменьшению женской и мужской рабочей нагрузки?
• Существуют ли положения для поддержки продуктивных и репродуктивных задач женщин, включая неоплачиваемую работу по дому и уход?

Гендерная оценка
Результатом гендерного анализа является гендерная оценка, который синтезируется в гендерное изложение (нарратив) и является основным компонентом гендерной оценки. Гендерный анализ и рассказ/нарратив раскрывают и описывают пробелы и проблемы, которые могут быть устранены с помощью проектных мероприятий. В некоторых случаях, необходим глубокий анализ для того, чтобы определить центральную проблему и решения с учетом гендерных аспектов.
Кроме того, для проведения гендерной оценки возможно применение метода анализа “дерева проблемы” (Problem tree analysis), который помогает четко определить центральную проблему, ее причины и следствия. Такой анализ определяет причинную цепочку, в центре которой заложена основная проблема. Это помогает найти решения, визуально отображая причины и следствия вокруг проблемы и связей между ними.

Основы достижения результатов с учетом гендерных аспектов

Состоит из 2 этапов:
1) Разработка Плана действий по гендерным вопросам
2) Разработка Системы оценки эффективности/результатов
Гендерная оценка должна содействовать отдельному комплексу мероприятий с целью устранения выявленных гендерных рисков и возможностей, а также достижения максимальных выгод для развития. Данные мероприятия разрабатываются в Плане действий по гендерным вопросам (Gender Action Plan).
Цель плана действий по гендерным вопросам состоит в том, чтобы обнаружить ограничения и возможности для женщин и мужчин, выявленные в ходе гендерного анализа, с целью их полной интеграции в дизайн проекта.

План действий по гендерным вопросам должен включать следующее:

— Мероприятия, учитывающие гендерные аспекты, должны быть направлены на укрепление позиций и участие уязвимых групп женщин и мужчин в климатических мероприятиях;
— Гендерные показатели эффективности и использование целевых показателей с разбивкой по признаку пола должны быть включены в таблицу ожидаемых результатов;
— Презентация воздействия развития с учетом гендерных аспектов.

Системы оценки эффективности/результатов

Включает в себя 3 уровня:

1) Воздействие на уровне фонда: ЗКФ определил восемь областей воздействия, которые обеспечат основные выгоды в области смягчения последствий и адаптации, а также поспособствуют переходу целей ЗКФ .
2) Результаты программы/проекта (долгосрочные): это стандартный набор результатов и связанных с ними показателей, которые используются при разработке проекта.
3) Конкретные результаты программы / проекта (краткосрочные): нет стандартных индикаторов для измерения достижений проекта на уровне конкретных результатов в связи с чрезвычайным разнообразием климатических мероприятий, поддерживаемых ЗКФ.

Реализация проекта, мониторинг и оценка (МиО)

Реализация проекта и МиО тоже требует гендерно-чувствительного подхода и сбора данных с учетом гендерных факторов. Отчет о гендерных результатах должен информировать в будущем идентификацию и развитие проекта, и в лучшем случае повлиять на то, чтобы национальный план и стратегия по изменению климата учитывали гендерные аспекты.

Цель МиО состоит в том, чтобы оценить результаты и воздействие проектных мероприятий на женщин и мужчин, поддержать равное их участие в мероприятиях по МиО, а также в процессах принятия решений. Кроме того, МиО включает сбор данных по признаку пола для отслеживания гендерных последствий и выгод для женщин и мужчин.

Отчетность о гендерных результатах включает механизмы мониторинга и отчетности по гендерным воздействиям при разработке проекта, документирование и распространение передовой гендерной практики и извлеченных уроков на протяжении всего цикла проекта. А также обеспечивают содержание в отчетах о ходе реализации, отчетах о состоянии реализации, памятных записках, информационных системах управления и финальных отчетах результатов гендерного равенства и извлеченных уроков.